Экскурсии и туры в Санкт-Петербург от турфирмы ТВ-ЛУР. Бронирование проживания. Прием групп и индивидуалов в Санкт-Петербурге.
  Главная  Туры в Петербург  Туры в Финляндию  Экскурсии  Заявки  Фотогалерея  Новости  Форум  
ENGLISH
About us
5 days pupil tour
5 days individual tour
Туры в Петербург
Для школьников
Для студентов
Для автобусных групп
Для художественных школ
Для туристов на своем автомобиле
Информация
Гостиницы
Экскурсии и программы
О турфирме
Город Санкт-Петербург
Театральный разъезд
Музейный смотритель
Музеи. Общие вседения.
Петербургское метро
Страницы культурной жизни Петербурга
Экзотика по петербургски
Петербург. Страницы истории
Выпуски рассылки
Заявки и приложения
Заказ тура в Санкт-Петербург
Типовой договор
Лицензия на право туроператорской деятельности
Сертификат
Типовые условия приема групп
Фотогалерея
Имперский Петербург
Царское село
Москва
Наши туристы
Ссылки
ЭКСКУРСИИ и ТУРЫ В ПЕТЕРБУРГ: (812)717-75-12

Музейный смотритель








ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИИ


Краткий исторический очерк

Альберт Гольянов
Фото Ивана Хилько.
  Развитие земледелия, промышленности, внутренней и внешней торговли в России в начале XIX века требовало создания новых и более надежных путей сообщения. Для руководства работами по строительству и эксплуатации водных и сухопутных путей сообщения 20 ноября 1809 года был образован Корпус инженеров путей сообщения, а в целях подготовки для него кадров - институт Корпуса инженеров путей сообщения. Для его размещения за 350 тысяч рублей был приобретен дворец князя Юсупова с садом, построенный по проекту архитектора Д.Кваренги (современный адрес - набережная Фонтанки, 115). Учебные занятия в институте начались 1 ноября 1810 года.

  В структуре института был предусмотрен "особый зал" для хранения моделей всех важнейших сооружений, существующих (или еще только проектируемых) в России и других странах. Первые модели в "особый зал" поступили в 1813 году. Этот год и считается датой рождения Центрального музея железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения Российской Федерации (ЦМЖТ). На покупку и создание моделей, различных приборов и инструментов в первые годы институту ежегодно выделялось пять тысяч рублей….

  В 1823 году в жизни института происходит два важных события - он переводится (вместе с "особым залом") в новое здание на Обуховском проспекте (ныне Московский проспект, 9), утверждается и новое положение об институте. В положении говорилось о том, что музеем должны пользоваться не только преподаватели и воспитанники института, но и все чины ведомства путей сообщения.

  В 1829 году в штат института впервые была введена должность смотрителя из обер-офицеров за библиотекой и музеем.

  Начало строительства железных дорог в Западной Европе и США вызвало большой интерес к новому виду путей сообщения и в Петербургском институте путей сообщения…

  До 1850 года музей располагался в двух надворных флигелях, где было очень тесно. В феврале 1850 года принимается решение перевести музей на первый этаж главного здания института, где до этого располагались офицерские классы и казармы для нижних чинов. В январе 1851 года все работы по новым помещениям были закончены, для залов музея изготовили из красного дерева подмакетники, шкафы, этажерки, стеклянные футляры для хранения моделей, приборов и инструментов. Только футляров для моделей изготовили 37 штук. Всю мебель изготовили в казенных мастерских при Эрмитаже.

  Осенью 1862 года музей открылся для широкой публики. В правилах для музея было записано: "Для публики музеум открыт по воскресеньям, от 10-ти часов утра до 2-х по полудни, в течение всего года, за исключением летних месяцев - мая, июня, июля, августа. Описание модельного кабинета музеума можно приобрести при входе с платаю по 60 коп. за экземпляр. В те дни, когда музеум открыт для публики, в него допускаются посетители всех сословий бесплатно и без билетов"…. Непрерывное большое поступление экспонатов вызвало трудности с их размещением в залах музея. В помещениях музея стало очень тесно, многие модели стали труднодоступными для осмотра посетителями. Для устранения этих недостатков в 1866 году музей был значительно расширен предоставлением ему двух обширных залов.

  25 июня (6 июля по новому стилю) 1896 года исполнялось 100 лет со дня рождения императора Николая I, сыгравшего большую роль в появлении первых железных дорог в России. Министр путей сообщения М.И. Хилков предложил основать в Петербурге в одном из зданий ведомства музей для различных моделей, сооружений, снарядов и машин с присвоением ему имени основателя железных дорог в России. Это предложение 22 июня 1896 года одобрил царствовавший в то время Николай II. В мае 1897 года Государственный Совет отпустил на создание музея 7500 рублей. Князь М.И.Хилков под музей выделил манеж, который находился во дворе дома Министра путей сообщения. В создаваемый музей стали активно поступать экспонаты, и вскоре после этого стало ясно, что помещение манежа явно недостаточно для музея, носящего имя императора.

  Вследствие этого, а также ввиду необходимости переведения архива из помещения Министерства, М.И.Хилков вошел в Государственный Совет с представлением о сооружении для музея и архива общего здания. В марте 1900 года Государственный Совет разрешил отпустить для строительства этого здания из средств государственного казначейства в распоряжение Министра путей сообщения 90000 рублей.

  Здание решили построить на принадлежащей ведомству путей сообщения казенной земле (Юсупов сад), главным фасадом на Садовую улицу. В этом же году было принято решение направить в Музей имени императора Николая I экспонаты железнодорожного и водного отделов России с Всемирной выставки 1900 года в Париже. Среди экспонатов, прибывших с выставки, в десятом номере журнала "Вестник путей сообщения" за 1901 год отмечали, что "особого внимания заслуживают следующие предметы: модель "Плезир яхты" императора Петра I, панорама Сибирской железной дороги (доктора Пясецкого), модели ледокола "Байкал", мостов через реки Волхов и Енисей, новой паровозной сборной мастерской Николаевской железной дороги.

  6 декабря 1902 года в 2 часа дня состоялось освящение и открытие Музея ведомства путей сообщения имени императора Николая I. При том присутствовали высшие должностные лица Государственного Совета и Комитета министров. После молебна всех пригласили осмотреть музей. Высокопоставленным гостям преподнесли специально изданный тиражом 2000 экземпляров каталог экспонатов музея.

  В январе 1903 года М.И.Хилков подписал "Правила допущения посторонней публики для осмотра Музея имени императора Николая I". Согласно правилам музей открывался для публики по вторникам, четвергам и воскресеньям с 10 часов утра до 3 часов дня, исключая праздничные дни. Устанавливалась входная плата - 25 копеек. Учащиеся всех учебных заведений (в форме) допускались бесплатно. Каталог музейных экспонатов продавался за 50 копеек.

  28 февраля 1903 года в 4 часа дня музей ведомства посетил император Николай II. После посещения музея Николай II пожаловал музею из императорских дворцов письменный стол, кресло, чернильницу, которыми пользовался Николай I, ряд моделей, в том числе модель паровоза Ростово-Владикавказской железной дороги с именной табличкой "С.И.Кербедз. 1894 г.".

  В ознаменование посещения музея Николаем II на площадке парадной лестницы была установлена мраморная доска с надписью "Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович 28 февраля 1903 года изволил посетить музей ведомства путей сообщения имени императора Николая I".

  К 1904 году к зданию музея с южной стороны пристроили двухэтажный павильон. В этот павильон поместили в 1905 году ботик Петра I, катер Александра II, два знамени расформированного ладожского батальона ведомства путей сообщения, которые до этого хранились в городе Шлиссельбурге. В ботике находились мачта, деревянная гафель с парусами и чугунная доска с надписью: "Ботик, в котором Его Величество Государь император Петр Великий изволил проследовать в сентябре 1724 года по прорытому тогда кювету по дну канала от села Дубно к Ладоге, каковой ботик тянули мальчики, по матросски одетые".

  К 1909 году разрабатывается проект пристройки к зданию музея двух боковых корпусов. В 1910 году левый корпус построили. В этом же году, в столетнюю годовщину основания института инженеров путей сообщения, основная часть институтского музея переводится из здания на Московском проспекте в этот корпус. В дальнейшем музеи ведомства и института объединили в один музей.

  Полностью статья опубликована в журнале "Железнодорожное дело" No 6. 1998 с. 3-8 и на официальном сайте Центрального музея железнодорожного транспорта МПС России.

Адрес музея:
СПб, 196068, Садовая улица, 50
Тел. 315-14-76, 168-80-05
Транспорт: м. Садовая, м. Сенная площадь
Трамваи: 2, 5, 14, 54
Время работы: 11 - 17
Выходной: пятница, суббота
Последний четверг месяца - санитарный день



  В музее Академии художеств откроется выставка "Женская модель в творчестве русских художников ХIХ- начала ХХ века" . Перед зрителями предстанут около 50 графических работ из фонда обласканного советской властью художника И.Бродского. Автору "Ленина в Смольном" было дозволено непозволительное - собрать коллекцию художников Серебряного века и работы иммигрировавших Яковлева, Григорьева, Шагала. Все работы отличает виртуозное владение карандашем, умение передать не только портретное сходство, но и внутренне состояние модели.
    (по материалам в газете СПб ВЕДОМОСТИ от 31.07.04)


  ЛЕСТНИЦА СТАРУХИ-ПРОЦЕНТЩИЦЫ

  В галерее "Матисс-клуб" (наб.канала Грибоедова, 104) открылась выставка фотографа Людмилы Волковой "Ступени. 19-21". В ее названии цифры означают не число ступеней, а время, причем не в часах, а в веках. На снимках ХIХ век списан со страниц романов Достоевского, оставившего нам удивительное описание Петербурга своего времени. По одной из литературных версий, галерея-устроительница выставки расположена в доме, где жила старуха-процентщица Алена Ивановна, убитая Родионом Раскольниковым. Фотографии Л.Волковой навеяны образами Петербурга Достоевского. В них ощущается дыхание последних десятилетий ХХ века, когда путешествовать по лестницам , парадным, чердакам старых зданий было безопасно и увлекательно. Для кого-то лестничный пролет ассоциируется со страхом и переживаниями, другим напоминает о минутах ожиданияи романтических переживаний.
 (по материалам газеты "СПб Ведомости" от 31.07.04)
  По удивительной случайности галерея и улица, многократно описанная Достоевским в романе "Преступление и наказание", находятся рядом с гостиницами, в которых проживают наши туристы. И посещение этих мест для многих становится неожиданно интересным.

  "ИМПЕРАТОР ПАВЕЛ I"

17 августа в Центральном выставочном зале МАНЕЖ открывается выставка "ИМПЕРАТОР ПАВЕЛ I", посвященная 250-летию со дня рождения "Русского Гамлета".
  В выставке принимают участие более 10 российских музеев.

  ПРАЗДНИКИ В ПЕТЕРГОФЕ

  12 августа в Нижнем парке будет отмечаться 100-летие любимого наследника императорской семьи. Точно в момент его рождения - в 13 часов 15 минут будет торжественное богослужение, а потом очень красивый праздник, фактически повторяющий старинное торжество.
21 августа ПЕТЕРГОФ расцветет всеми мыслимыми и немыслимыми красками и заполнится всевозможными ароматами - здесь пройдет традиционный "ПРАЗДНИК ЦВЕТОВ", знаменитый фонтанами из лепестков роз и царскими клумбами и вазонами.

В Эрмитаже в рамках цикла "Шедевры музеев мира" - две выставки одной картины: полотно Рембрандта "Ослепление Самсона" (до 31.10) и шедевр Рафаэля "Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем" (до 10.10)

11 сентября в Петергофе пройдет традиционный праздник закрытия фонтанов. Вечером на "Большом каскаде" будет устроено светопиротехническое шоу, а весь парк засияет в огнях праздничной иллюминации.





лицензии гпс мчс, пожарные лицензии. Клиника им. Пирогова: прерывание беременности опытными врачами Петербурга. деревянные окна москва. корпоративный туризм. горнолыжные курорты италииzzТуры в Египет Турцию Грецию