Письма из Петербурга. Письмо 49-е.
Монбланы наступают. 23.02.2007
Недавно Центр всемирного наследия ЮНЕСКО выразил озабоченность возможной отменой высотного регламента в буферной зоне вокруг исторического центра Петербурга и "одобрительным" решением властей относительно постройки 300-метрового здания "Газпром-сити".
Центр Москвы не является исторически значимым объектом. Юнеско выделяет там Кремль, ансамбль Красной площади и отдельные разбросанные по городу постройки. Другое дело - Санкт-Петербург. Для ЮНЕСКО он интересен всем своим центром, т.к. это единственный в мире город 300-летней истории, который строился по единому замыслу и почти каждое последующее архитектурное внедрение в его центр учитывало сложившуюся панораму.
В этом письме мы приведем фрагменты выступлений в СМИ и прокоммен-тируем их фотоматериалами.
Т.А.Филиппова (журналист радио РОССИЯ): Момент всеобщего возмуще-ния 300-метровым проектом Газпрома подчеркивает бесцеремонность внедрение застройщиков в ансамбль исторического центра Петербурга, когда на Невском проспекте и вокруг него сносятся старые дома с уникальными эр-керами и лепниной, интенсивно выдавливаются очаги культуры, а их место занимают новомодные стекляшки: бутики, казино и элитные универмаги, разрушающие душу города. В Таврическом саду, где запрещено любое строительство, возведено здание катка, а на месте цветочной оранжереи собираются строить элитный дом для нуворишей. Совсем рядом - на Шпа-лерной улице подобный "элитник" перекрыл перспективу на Смольный со-бор. Циничные богачи готовы строить даже в Летнем саду. Дома-монстры наступают на Крестовский остров. Многоэтажные жилые комплексы тянутся вверх уже вблизи Петропавловской крепости, на Стрелке Васильевского ост-рова, в начале Выборгской набережной. Там уродливый Монблан (фото 1) в 3,5 раза превышает высоту Зимнего дворца. А что будет с Новой Голландией, с Васильевским островом после реализации проекта "Морской фасад" с намывом территории западнее острова? И все это на фоне бессовестной уплотнительной застройки, которая превращает в кошмар жизнь сотен тысяч горожан. Скоро мы перестанем узнавать наш город.
А.Миллер (глава "Газпрома"): Это больше, чем небоскреб. Речь идет о новом экономическом символе Петербурга, поскольку город должен претендовать на звание энергетической столицы страны. Значит ему нужна и новая доминанта.
Олег Басилашвили (нар. артист СССР): Это откровение Миллера изобличает в нем полное отсутствие культуры, любви к родной стране и к самому городу и говорит только о его тупоумии и бездарности… Не понимаю, зачем предъявлять такого рода амбиции в полуголодной и полунищей стране…
Горожане мгновенно отреагировали на проект века:
"Газпром-сити" отныне переименован в "Дурдом-сити". Относительно же инициаторов - "Каждому придурку - по башне".
В.Матвиенко (губернатор): Этот проект находится за чертой исторического центра Петербурга. К тому же "Газпром-сити" должен потянуть за собой весь депрессированный район Охты. Можно продолжать стенания по поводу "разрушения города-музея", но упустить такой шанс будет безответственно.
Здесь хотелось бы возразить о безответственности надругательства над историческими традициями русского народа, когда считалось недопустимым строительство в местах массового захоронения. В данном случае - это общие могилы шведских защитников крепости Ниеншанц и русских воинов, освобождавших исторические новгородские земли. Погибшие в тех боях объединены братством смерти и дороги нам общей памятью, которая не имеет национальности. На этой же земле за синим забором зарвавшихся монополистов (фото 2) сохранен первый на территории Петербурга памятник.
Альберт Чаркин (ректор Академии Художеств): Из всех шести представлен-ных на конкурс проектов, я предпочел бы именно лондонский вариант -"кукурузу", как окрестили его журналисты. Учитывая, что постамент всей конструкции напоминает волну или мост, то могу сказать, что пластически данный проект ближе всех к Питеру. Однако меня пугает не только высота здания, но и опасения геологов и геодезистов, которые утверждают, что на этом месте нельзя создать прочный фундамент. Слишком близко располо-жены грунты и образования, которые не выдержат 300-метровой махины.
Эти опасения красноречиво подтверждаются провалами грунтов, разломами гранитных набережных и размывами спусков к невской воде (фото 3-5).
Вадим Михайлов (газета "Вечерний Петербург", 26.01.2007): Сейчас высотный регламент представляет собой "воронку", где максимально разрешенная высота зданий по фасаду (!) в самом центре города не превышает 23 метров и постепенно увеличивается по мере удаления от Зимнего дворца… Речь идет о возможности "протыкать" воронку отдельными высотными доминантами, подобно шпилю Петропавловского собора…
Не хотелось бы комментировать эти доводы. Достаточно привести несколько фотографий с чистой и уже с застроенной перспективой на Смольный собор- фото 6-9. И то, как относятся к собору хозяева жизни, считающие возможным ставить стеклопакеты в здании ПОЛИТПРОСВЕТА (фото 10), как насмешку ничтожного над великим. Мы называем этот снимок - "Растрелли: Миллер, вы никогда не станете Мюллером".
Семен Альтов (сатирик): "Газпром" хочет самое высокое в городе здание. Но петербуржцы видеть его не хотят. В связи с этим предлагаю положить башню плашмя. И все будут довольны. Петербужцев не будет раздражать небоскреб, а у "Газпрома" появится самое длинное в городе здание.
Комментарий и фото - Валерий Дмитрян
Дизайн фото: Ирина Коле
|