Театр расположен в Измайловском саду, театральной Мекке начала ХХ века. В нем всего 300 мест, размеры сцены, используемые технические средства скромны, но здесь отсутствует как таковое понятие рампы, что определяет стиль отношений между актером и зрителем.
Сюда на хороший спектакль попасть гораздо труднее, чем в громкие наши театры с легендарными, знаменитыми актерами, в которых отстаивают свои позиции приверженцы "академического фундаментализма".
Основным достижением театра является его зритель. Здесь это – студенческая молодежь гуманитарных ВУЗов. Важнейшим из средств воздействия театр считает музыку, поэтому необыкновенно сильна эмоциональная составляющая многих постановок.
В театре играют актеры, узнаваемые по "разным гардемаринам из бандитских Петербургов" Особенно преуспели Анатолий Петров, Сергей Барковский, Евгений Дятлов, Сергей Кошонин. Среди актрис сразу узнаются Наталья Дмитриева ("Бумбараш"), Дарья Лесникова ("Брат-2"). Ярко заявила о себе Зоя Буряк, сыгравшая в фильме "Холодное лето 53-го".
"Касатка" – нервный, страстный рассказ о любви, ставший любимым спектаклем петербургских зрителей. Перешагнув через мнение "12-ти злобных критиков", слава этого спектакля мгновенно докатилась до Москвы. Театр был приглашен в "Останкино", где его записали два телевизионных канала.
Спектакль начинается ироничным исполнением почти забытого романса «Если можешь понять…». Все происходящее кажется шуткой от скуки, а оборачивается тем предгрозовым состоянием, когда чувства переступают принятые грани. Действию сопутствует то страстная, то лирическая музыка. В кульминационные моменты вновь появляется тот первый романс. Как эта мелодия полюбилась! Усилиями Е.Смольяниновой и Валерии он возродился на большой эстраде. Замечательные голоса певиц не спасли его от штампов, которые заложены в нем изначально. В спектакле на помощь слабому тексту пьесы А.Толстого пришли те интонации и страсть актеров, которые в лучших театрах спасают любой литературный и музыкальный материал.
Об Александре Строеве, актрисах Наталии Сурковой, Татьяне Григорьевой, Зое Буряк писали все петербургские газеты, им посвящали целые передачи на ТВ и радио. Свою звездную роль в "Касатке" сыграл С.Барковский.
"Маркиза де Сад" – музыкальный, философский, эротический спектакль с блистательной игрой шести лучших актрис театра. В основе – мучительный путь Маркизы от безоговорочного приятия всех аномалий супруга до полного отказа от его философии и его самого. Здесь самую трагическую свою роль играет лучшая на сегодня актриса Петербурга – Дарья Лесникова. Запоминаются и работы Н.Суркова и Н.Дмитриева.
Это спектакль для зрителей нешкольного возраста. Появление этого спектакля отразило репертуарные тенденции российских театров в середине 90-х годов вообще. Выбор пьесы с манящим названием, роскошные костюмы, альковная призывная музыка, пластические сцены – все это во времена краха финансовых пирамид и дефолта стало мучительным для театра выбором, определившим его жизнеспособность. Критика, помня о репертуарной бескомпромиссности Молодежного театра, набросилась на красоту, противоречащую реальной жизни. Как в годы НЭПа Советская Россия наступила на заветы ради жизни, так ради жизни театра в середине 90-х на сцене появилась красота в угоду новому зрителю. Временное отступление обернулось тем, что был найден новый путь общения со зрителем: Ты хочешь этого? Получи. Но мы расскажем тебе об этом языком наших сердец. И не взыщи, если дорога в Измайловский сад станет для тебя дорогой в сад Гефсиманский.
"Крики из Одессы" по Бабелю – динамичный фольклорный спектакль на темы "Заката" И.Бабеля. Покоряет режиссура мизансцен и актерские работы юных стариков – Романа Агеева (Мендель), Регины Щукиной (мать). Блистательные роли второго плана играют Дарья Лесникова (Марусечка), Роман Нечаев. Сопоставление этого спектакля с двумя фильмами по пьесе Бабеля, вышедшими в 90-х годах, конфузно для таких грандов театра как Т.Васильева, Роман Карцев, пошедших по пути саркастического опошления того, что в нашем театре окрашено лирическими интонациями и такой пластикой в образе Двойры, истоки которой следует искать в Земле Обетованной. Смотря один из этих фильмов, понимаешь, что даже Армен Джигарханян, играющий Менделя, почти ничего не смог бы сделать в рамках тех музыкальных и пластических задач, которые были поставлены перед актерами Молодежного театра.
"Танго" по пьесе Мрожека идет уже 14 лет. Спектакль о том, как в патриархальной в прошлом семье решается вопрос "отцов" и "детей", о том как сила берет верх над традициями и интеллигентностью. В нарастающем ритме танго разворачивается битва философии. Сам же кульминационный танец в исполнении звездного состава труппы психологичен, как это удалось, например, сделать режиссеру Этторо Скола в фильме "Бал". Глядя на актеров, исполняющих танго, невольно приходят на память факты истории этого танца, зародившегося на рубеже веков в домах терпимости на окраинах Буэнос Айреса, где ждущие своей очереди клиенты в беспощадной танцевальной схватке оспаривали свое право на выбор.
На протяжении всех этих лет спектакль считается одним из лучших в театральном репертуаре Петербурга. Лучшие свои роли сыграли в нем Анатолий Петров, Сергей Мухин, Наталия Суркова, Анатолий Артемов.
"Жаворонок" по Ж.Аную. Возможно, мощь используемых в этом спектакле театральных средств на время разрушительна для психики зрителя. Казалось, после Инны Чуриковой касаться темы Орлеанской девы кощунственно. Это, как показать Гамлета или князя Мышкина после Смоктуновского. Но никаких параллелей не возникает. На сцене новая нежная и непреклонная Жанна Д’Арк (Регина Щукина). Тут просто не знаешь, что главнее, в чем искать поддержку прежде всего – в режиссерской мысли, в страстной и изысканной игре актеров или обрушивающейся музыке Горана Бреговича. Спектакль этот надо пережить.
"Плутни Скапена" по Мольеру. Витиеватость литературной основы в этом спектакле преодолевается феерической игрой Сергея Бызгу и фортепианной серебристой музыкой И.Рогалева.
Ни одна петербургская школа не имеет возможности посетить спектакли этого театра классом. Не предлагаем культпохода сюда и мы. Исключение, по возможности, делается только для старшеклассников художественных учебных заведений, знакомых с традиционным театром, готовым самостоятельно анализировать происходящее на сцене.
|