27 января 2006 г.
Рассылка №35
"Балтийская жемчужина" - проект, начало которому положил 18 век.
Что оставил о себе прошедший год?
В части градостроения проекту "Балтийская жемчужина" нет равного за всю историю Петербурга. На средства китайских инвесторов на берегу Финского залива по пути в Петергоф появится суперсовременный городской район. Происхождение денег на проект вызвало живейшую реакцию общественности города, его простых жителей - обсуждалась проблема "китаезации" Петербурга. Многие остерегались того, что новый комплекс превратится в место проживания тысяч китайских нелегалов.
На самом же деле - сначала появился интерес Петербурга к Китаю и ко всему восточному. И, как мы давно привыкли, у истоков этого интереса стоял Петр Первый.
Еще будучи в Европе, он обратил внимание, что в домах европейской знати и в домах простых голландцев много японской, китайской посуды, фарфоровых, лаковых изделий. Он заинтересовался этим искусством и, вернувшись на родину, решил создать нечто "китайское".
Первое его усилие в этом направлении - создание лакового Кабинета во дворце "Монплезир". Работали русские мастера, но впечатление подлинников было несомненно. Лишь после создания Кабинета, из Китая привезли настоящие изделия, которые и расставили по его полочкам. Это был первый пример синтеза русского и китайского искусства.
Этот синтез и положил начало "китайскому стилю" в русской архитектуре и в русском декоративно-прикладном искусстве.
И пошло-поехало - Восточный и Западный кабинет в Большом Петергофском дворце, Китайский сад с фонтаном и раковиной, фонтан "Шахматная гора" с драконами в Нижнем парке Петродворца, Китайский дворец в Ораниенбауме, Китайская гостиная в
Екатерининском дворце, "Большой Каприз" в Царском Селе,
Китайская скрипучая беседка, целая Китайская деревня.
Китайская деревня возникла как мода на "китайский стиль" и застраивали ее так, как в России представляли себе китайскую деревню. Тогда в Европе и России жизнь в Китае представляли как жизнь, изображенную на лаковых картинках и посуде. Этакие идиллические сценки. Как европейские пасторальные сценки: пастухи и пастушки. Отсюда такие маленькие домики якобы в "китайском стиле" и появляются. Когда построили, возник вопрос: как ее использовать? Применение придумал Александр Первый - под дачи близких Двору лиц.
Так сложилось, что середина 1960х годов характерна беспорядочным застраиванием России типовыми коробками. Но эти типажи можно назвать и "восточными казармами", созданными с учетом буддийской философии, особого подхода к пустоте, философского понимания пустоты, как места, где будет воспарять к вершине человеческий дух.
Конечно это чушь. Но коробчатая архитектура того Ленинграда снискала нашему городу славу "утонченного" туристического объекта. И иногда гости-англичане не осматривают крупнейшие музеи, а просят отвезти их к постройкам 20-го века: домам культуры, к "Дворянскому гнезду", к зданию на Литейном,4. Архитекторы того времени не были неграмотными. Они считали, что для воспарения духа необходимо лишиться буржуазного интерьера.
Здание библиотеки Академии Наук, особняк Кшесинской созданы с элементами восточного мировоззрения.
"Все эти здания явились доминирующими акцентами в своих районах Петербурга" - скажем мы, подумав, а кто же заставил архитектора Доменико Трезини загнуть карнизы скатов крыш Петропавловского собора по подобию буддийских пагод? Каким восточным ветром задуло на наши земли эту идею?
Если главная постройка Петербурга 300 лет на восток глядит, то стоит ли сопротивляться?
С пониманием неизбежности "китайского влияния" Смольный подписал специальное соглашение с шанхайским инвестором, по которому вложения составят полтора миллиарда долларов, и, при освоении 180 гектаров территории, Китаю достанется только 5 % от возведенного жилого фонда.
Мы ходили по Литейному проспекту, засматриваясь, как на игрушку, на подаренный к 300-летию города "китайский городок", ан - нет, - "китайское" в нас давно поселилось. Все мы немного китайцы, как, впрочем, и - татаро-монголы. К зеркалам, друзья, к зеркалам…
|