Любительский эскиз к роли Дарьи Юргенс, актрисы лучистого театра.
15 марта 2006 года Рассылка № 36
Откуда пленительной стати молодая актриса все знает о любви шестидесятилетних? О любви, притаившейся на полустанке, ряженой в валенки и обернутой в материнский платок?
О той любви, когда почти затихает голос, но его хватает чтобы поднять со шпал подобие человека. И одарить его надеждой. Откуда знает она о тех слезах, что не в глазах уже, а в горле еще? О тех слезах, что глушат голос?
Дарья Юргенс служит в Молодежном театре на Фонтанке, у С.Я. Спивака, служит его зрителям, которые приходят сюда все за той же надеждой.
Внимание к работе актрисы приковано с первых ее ролей в театре, к фильмам А. Балабанова, в которых снялась. И кажется все это было извилистым путем к образу Рене в спектакле "Маркиза де Сад". Спектакль этот не для однократного просмотра. Он появился в годы пустых зрительных залов, как приманка того зрителя, который не смотрел на цену билета. Тот зритель лениво хотел эротических ритмов и движений тела, красивых костюмов и изысканных манер. Все это давал спектакль с избытком как искусную обманку философской, гуманистической идеи спектакля. Режиссура открывала безграничные возможности для эволюции внутри каждого образа. Наталья Суркова, например, сразу определив общую стилистику образа, так изменила его со временем, что в варианте 2006 года во втором действии она появляется как призрак гибели. Гибели на баррикадах казалось бы, нет - как гибель философии садизма.
Маркиза де Сад появляется в спектакле не броско, и приходит к зрителю, завороженному бенефисными ролями партнерш. Она не спешит разделить пиршество лицедеев. Ведь она еще любит маркиза, пытается разделить образ его мыслей, всему найти оправдание. И час ее прозрения становится моментом такой трагической силы, что становится ясно - в Петербурге есть актриса, готовая играть ермоловский репертуар. Но не в академическом Малом, а в живом "Молодежном".
Маркиза де Сад появляется в спектакле не броско, и приходит к зрителю, завороженному бенефисными ролями партнерш. Она не спешит разделить пиршество лицедеев. Ведь она еще любит маркиза, пытается разделить образ его мыслей, всему найти оправдание. И час ее прозрения становится моментом такой трагической силы, что становится ясно - в Петербурге есть актриса, готовая играть ермоловский репертуар. Но не в академическом Малом, а в живом "Молодежном".
Семен Яковлевич как-то обронил: "Всем хороша театральная Москва, да нет в ней актрис, которые выходят на сцену "Молодежного". Помните, как они это делают в "Маркизе"? Тот "проход шести" воспринимается как пластический символ этого театра, как обещание счастливых часов и восторженного признания. И в центре - всегда Дарья Юргенс.
На одном из спектаклей в самый кульминационный момент в зале забарабанил мобильник, а его владельцу казалось, что негромко вовсе, а может быть, долгое звучание избитой заставочки было в союзе с его сном. Казалось, трель звонка мстила театру, приманившего когда-то этого зрителя. Так или иначе, но продолжать спектакль было невозможно. И его бы остановили, но глаза Рене были наполнены слезами прозревшего человека. Все ли тогда заметили, как одни слезы сменились другими - слезами горечи за роль, за спектакль. И заметил ли тот зритель, как партнеры плотнее сошлись в своем проходе, чтобы поддержать актрису?
Возможно, тогда появился в фойе театра тот фотопортрет Дарьи Юргенс, который не только отвечает на многие вопросы, но и задает их.
И главный из них - "Зритель, Вы готовы слышать то, о чем мы хотим рассказать Вам?"
"Вы запомнили угрюмую героиню в фильме "Про уродов и людей"? Там на олифу туманного окраинного Петрограда с вечным паровичком положен слой гениальной музыки А.Прокофьева, а затем густыми мазками режиссер накидал образы, от которых жилы наполняются кислотой".
"Или Вас удивил образ бритоголовой придорожной девушки в "Брате-2"? А ведь там про ту же надежду, о которой главные наши театральные мотивы".
Да, есть такая актриса в нашем городе. В Москве ее нет. У нас есть.
30 января Семен Яковлевич объявил притихшему залу о том, что сегодня впервые актриса Дарья Юргенс вышла на сцену театра в качестве заслуженной артистки России.
Тогда она играла эпизод в "Криках из Одессы". Хороший спектакль. Но на него можно идти даже из-за одного этого эпизода. А недавно были и другие, когда на приличном уже месяце Дарья отплясывала огненные танцы. Кто знает, может в такие же моменты рождалась и сама будущая звезда Молодежного, дочь народной артистки Украины?
О чем это я пытался написать в своих наблюдениях? Может быть - о любви?
Что касается долгого молчания в рассылках, так всякое молчание - вид болезни. И голос врача сквозь туман в памяти: "придется пожить". Через неделю, когда туман от собственной беды рассеялся, смысл фразы обернулся пустым местом в палате. И новичку ничего не сказали.
И жизнь продолжается.
И будет в ней лучистый Молодежный театр и светлые песни А. Суханова, и надрывный плач П.Кашина. Много еще чего будет.
И даже будет Весна!
|